О театре им. Вл. Маяковского рассказывает Ольга Неволина

Ольга Неволина, художник-конструктор Московского Академического театра им. Вл. Маяковского
Ткани в нашем театре применяются широко. Из них изготавливается одежда сцены, мягкие декорации, костюмы. Они используются при изготовлении жестких каркасных декораций, бутафории и реквизита.
В Театре Маяковского три сцены: основная, малая и сцена филиала театра на Сретенке. Для театра, работающего в самых разных направлениях – от больших форм до студенческих работ, важно иметь пространства, различные по своей архитектуре, габаритам, техническим возможностям и дистанции со зрителями. Поэтому требования к одежде сцены, ее составу, а также к элементам художественного оформления спектакля с применением тканей, разные.

Основная сцена нашего театра является примером классической сцены-коробки. В ней есть все типовые элементы одежды сцены: антрактно-раздвижной занавес из красного бархата, супер-занавес из черного сукна, падуга портальная («арлекин»), кулисы портальные, дежурные кулисы, падуги поплановые и боковики, выполненные из черного бархата и сукна.

Малая сцена не имеет постоянной одежды сцены, и пространство этой сцены в каждом спектакле используется по-разному. Меняется расположение зрительских мест, а металлоконструкции, опоясывающие пространство малой сцены, являются многофункциональными: к ним подвешивают драпировки и мягкие декорации, а при необходимости их перекрывают заглушками из черного бархата. 
Сцена на Сретенке открылась после капитального ремонта в 2014 году. Площадка отвечает всем требованиям современного театра, предоставляя режиссеру максимальную свободу действия. Режиссер может выбрать для каждой постановки любую сценическую форму, которая наиболее полно отвечает задачам данного спектакля. Пространство разделено на сценическую часть и зрительскую, но это деление условно. Зрительские места могут быть расположены как на трансформирующейся телескопической трибуне, так и в любой зоне филиала, а сценическая площадка при необходимости выстраивается из модульных станков. Таким образом, пространство получается достаточно «гибким» и позволяет реализовать любой режиссерский замысел.

Дежурную одежду из черного сукна или бархата, строгую и лаконичную, а главное – универсальную, мы используем прежде всего для перекрытия тех зон, которые необходимо скрыть от зрителя. На основной сцене в силу ее архитектуры это является неотъемлемой задачей, поэтому комплект одежды сцены, как дежурной, так и индивидуальной, объемнее, чем для «гибких» и открытых по своему пространству малой сцены и сцены на Сретенке.
Сцена из спектакля «Кант», художник Сергей Баржин
Ответственность за состояние всех сцен, их одежды и оформления спектаклей репертуара несет заведующий художественно-постановочной частью. Он руководит постановочными цехами и производственными мастерскими и следит, чтобы вся одежда сцены была в надлежащем состоянии. Срок службы дежурной одежды сцены не определен: она служит до тех пор, пока имеет эстетический вид.

В большинстве случаев сценографическое решение спектакля предполагает пошив индивидуальной одежды сцены и мягких декораций - к ним относятся различные виды задников, падуги, кулисы, половики, всевозможные драпировки, чехлы и пр. Их количество и сложность определяются художественным решением спектакля. Одежда сцены рассчитывается путем построения лучей видимости с мест зрительного зала через крайние границы игрового портала. Материал, который будет использован для изготовления, выбирается с учетом художественной задачи, а понимание этой задачи возникает после сдачи художником эскизов и макета оформления будущего спектакля. После утверждения проекта составляется документ, который называется монтировочная опись. Это документ, содержащий перечень всех элементов материального оформления спектакля, информацию об их внешнем виде, размерах, материалах, способах изготовления и имитации фактур, а также о креплении деталей между собой. Монтировочная опись содержит указания, какие элементы оформления предстоит изготовить, какие подобрать из имеющегося имущества, какие приобрести. Технологическое описание всех элементов составляет художник-технолог или конструктор совместно с художником-постановщиком спектакля, а утверждает заведующий художественно-постановочной частью. Монтировочная опись является исходным документом при составлении сметы затрат на материальное оформление спектакля. На этом этапе остановки спектакля осуществляется выбор всех материалов, в том числе тканей.

Ткани для изготовления декораций выбираются обдуманно: к такому решению мы приходим коллегиально. При создании декораций мы думаем не только об их соответствии художественной задаче, но и о простоте изготовления, удобстве эксплуатации и нашей будущей гастрольной жизни. Чем проще декорация, тем легче ее монтировать, тем меньше места она занимает при хранении и тем удобнее она будет в транспортировке, если придется вывозить спектакль на гастроли.

В настоящее время в Театре Маяковского, где я работаю в должности художника-конструктора, идет активная театральная жизнь. Первой премьерой 93-го сезона стал спектакль «На траве двора» по прозе Асара Эппеля. Следующая премьера «Маяковки» рассчитана на совсем юных зрителей: спектакль «Фабрика слов» станет мировой премьерой одноименной сказки Аньес де Лестрад. В январе на нашей основной сцене состоится премьера спектакля «Русский роман» по пьесе Мариуса Ивашкявичуса в постановке художественного руководителя театра Миндаугаса Карбаускиса. Уже сейчас идет работа над спектаклем «Кавказский меловой круг» Бертольта Брехта, его выпуск запланирован на апрель. И это далеко не все события сезона! Для оформления всех этих спектаклей используются различные ткани.

Все художественное оформление спектаклей изготавливается силами мастерских нашего театра. Мастерские у нас небольшие, а объем работ огромный, и все технические службы театра работают напряженно. Поэтому при определении технологии изготовления декораций мы стараемся находить такие решения, которые можно реализовать в сжатые сроки, и разнообразие тканей нам в этом помогает. 
Использование для обшивки каркасных декораций ткани вместо листовых материалов – решение очень практичное. Это позволяет существенно уменьшить вес конструкции. Например, для изготовления декораций к спектаклю «Русский роман» мы используем очень много ткани - сукна определенного оттенка. Сценические конструкции для этой постановки получились внушительных размеров, с четкой геометрией. Мы стремились их облегчить. Металлокаркас мы зашили не фанерой или пластиком, а затянули сукном. Массивные на вид колонны на самом деле тоже легкие и портативные - они состоят из мягкого чехла из сукна и двух кружал. Такие конструкции удобнее хранить: они занимают мало места. А это для нас очень важно, потому что спектаклей в репертуаре много. Сукно – это бюджетная ткань, которая обладает рядом положительных качеств: она достаточно прочная, не пропускает свет и дает ощущение монолитной поверхности.

Такой же прием нами был использован при изготовлении декораций к спектаклю «Плоды просвещения». Каркасные стены внушительных размеров монтируются с помощью штанкетных подъемов. Их грузоподъемность ограничена, поэтому использование сукна стало фактически единственным возможным решением. Порой вес имеет принципиальное значение. В этом же спектакле была сшита огромная скатерть - льняное полотно размером 11 х 7 м, с которым актеры работают в процессе спектакля. В этом случае выбор ткани осуществлялся уже с учетом человеческих возможностей.

Оформление каждого спектакля индивидуально. Бязь, двунитка, бархат, кирза, блекаут, трикотаж, габардин, эксельсиор, сетка, тюль, мешковина и другие материалы находят широкое применение в театральном производстве. Чтобы удивить или привлечь внимание зрителей, современные художники-постановщики постоянно ищут и находят новые способы их использования для создания уникальных и запоминающихся декораций. Поэтому в нашем деле очень важен обмен опытом, особенно в применении современных высокотехнологичных тканей, которые обладают многими преимуществами и позволяют театральным художникам и конструкторам реализовать сложные и многоплановые идеи. 

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы комментировать.