Ткацкие переплетения

Ткачество, как известно, возникло еще в каменном веке. Сначала люди пробовали создавать ткани руками, но затем для упрощения работы был придуман ткацкий станок. Он позволил существенно расширить ассортимент изготавляемых материалов, придавать им более красивые и витиеватые рисунки.

На сегодняшний день в мире производится несколько сотен различных тканей. Все они различаются по типу ткацкого переплетения. Под этим термином понимается многочисленные комбинации сплетения основных и дополнительных нитей (утка). Вид переплетения определяет физические и механические свойства материала, а также отвечает за его внешний вид. В области ткацкого переплетения используют и еще ряд специальных понятий. Так, под перекрытием понимают ту точку, где происходит пересечение основных волокон и волокон утка. Перекрытия встречаются двух типов:

основное перекрытие. Его условное обозначение – nFО. Под этим значением понимается то место на лицевой поверхности материала, где основная нить помещается над уточной;

уточное перекрытие или nFУ. Здесь имеется в виду то место на лицевой части ткани, где уточная нить пролегает над основной.

Одним из обязательных значений в ткацком переплетении является раппопорт. Его обозначают латинской буквой R. Он отвечает за орнамент ткани и определяет то количество нитей основы или утка, которое повторяется в определенном порядке через заданное расстояние. Принято говорить о двух видах раппопорта:

раппопорт основы (Ro). Это количество основных нитей, которые чередуются с уточными;

раппопорт утка (Ry). Под данным понятие подразумевается количество дополнительных волокон, которые пересекаются с нитями основы.

Нередко в процессе ткацкого переплетения практикуется термин, который называется «сдвиг» или S. Он просчитывает на сколько нитей смещено одно одиночное перекрытие от аналогичного предыдущего. Существует два варианта сдвига:

вертикальный сдвиг (Sо) – это количество дополнительных волокон между двумя одиночными перекрытиями основы;

горизонтальный сдвиг (Sу) – это количество основных волокон между двумя одиночными дополнительными пересечениями.

Ткацкие переплетения имеют обширную и многоуровневую классификацию.

Выделяется четыре большие группы и множество подгрупп.

Главные переплетения

Открывают систематизацию главные или простые переплетения. Их схемы известны с древних времен и практикуются и по сей день. Главные переплетения легко узнаются по гладкой и однородной поверхности. У тканей, произведенных таким способом, раппопорт основы равен раппопорту утка. К главным переплетениям относят:

полотняное.

Оно имеет самый элементарный раппопорт:  Ro=2 и  Ry=2. Каждая главная нить соединяется с дополнительной через одну. Ткани, созданные с применением полотняного переплетения, имеют лицо и изнанку, а также гладкую поверхность. В случае, если дополнительные и основные нити различаются по толщине, материал приобретает так называемый репсовый эффект. Полотняное переплетение признано самым популярным и распространенным. Благодаря ему производятся хлопчатобумажные, плательные и льняные ткани. Среди них отметим ситец, бязь, парусину, шелк.

саржевое.

Данный вид переплетения характеризуется диагональными полосами, которые расположены по всему периметру ткани. Саржевый раппопорт имеет индекс R>3. Для удобства использования при обозначении саржевого переплетения применяют дробь. Числитель отвечает за количество нитей основы, а знаменатель – за число нитей утка. Причем переплетение саржа ½, 1/3, ¼ называют уточным и применяют, когда на лицевой стороне ткани необходимо выделить дополнительные нити. В варианте переплетения 2/1, 3/1, 4/1, наоборот, доминируют основные нити. Саржой переплетают, как правило, подкладочные, полушерстяные и хлопчатобумажные ткани.

атласное.

Отличительная особенность такого переплетения – гладкая, переливающаяся поверхность. Лицевая часть атласных тканей состоит из основных волокон. Материалы обыкновенно отличаются хорошей прочностью, они устойчивы к возникновению трения, прекрасно скользят. Самый популярный раппопорт для атласного переплетения – 5,8 и 10 волокон. При помощи атласного переплетения получается креп-сатин, коломянка. Разновидностью атласного считается

— сатиновое переплетение.

На его лицевой части доминируют нити утка. Каждая из них лишь один раз пересекается с нитью основы, когда выходит на изнаночную поверхность будущей ткани.

Мелкоузорчатые переплетения

Вторым по счету большим классом являются мелкоузорчатые переплетения. Их получают, усложняя и дополняя простые переплетения. Мелкоузорчатые переплетения принято разделять на две подгруппы:

производные переплетения. Их получают, усиливая одиночные основные или уточные перекрытия полотняного, саржевого и атласного переплетений. Как правило, материалам удается сохранять характеристики тех основных переплетений, из которых они были созданы. Впрочем, это правило не распространяется на раппопорт. В производных переплетениях раппопорт основы не всегда равнозначен раппопорту утка. Все зависит от конкретного случая.

Стоит отметить, что производными полотняного переплетения выступают репс и рогожка. При репсовом переплетении усиливаются основные и дополнительные перекрытия. Репсовые ткани делятся на основные и уточные. В первом случае лицевая поверхность материала состоит из главных нитей. Во втором – из дополнительных.

Переплетение рогожка представляет собой двойное или тройное полотняное переплетение. Оно формируется при усилении (удлинении) основных и дополнительных перекрытий. Если данные перекрытия будут удлинены очень сильно, материал получится плотным и одновременно мягким.

Применяя в качестве базы простое саржевое переплетение, обыкновенно создают три вида производных саржевых переплетений:

саржа усиленная. Она образуется, когда увеличивается длина одиночных перекрытий простой саржи. Таким образом, усиленная саржа приобретает более ярко выраженные диагональные линии. Данный вид переплетений характерен для хлопчатобумажных и шерстяных тканей.

саржа сложная. Ее еще называют многорубчатой. Свое название данный вид производного переплетения получил из-за рубчиков разной ширины. Сложная саржа встречается основной, где на лицевой стороне ткани находятся основные нити, и уточной, где на лицевой поверхности преобладают дополнительные волокна.

саржа ломанная. Она образуется с использованием одновременно простой саржи, усиленной или сложной саржи. Ломанную саржу можно узнать по диагональным полосам, которые расположены как вправо, так и влево, а также по продольным линиям. Даннный метод применяют для изготовления хлопчатобумажных материалов, шерстяных тканей типа трико и ряда пальтовых тканей.

Примечательно, что производным простого атласного переплетения становится усиленный сатин. Смысл получения данного переплетения заключается в том, что к каждому основному перекрытию добавляют еще одно, а то и сразу несколько дополнительных перекрытий. В результате нити утка оказываются превосходно закреплены. В частности, усиленный сатин применяется при производстве молескина.

комбинированные переплетения. Они представляют собой чередование различных вариантов простых переплетений. Комбинированные переплетения подразделяются на несколько видов:

креповые переплетения. Ткани, изготовленные с их помощью, отличаются мелкозернистой поверхностью. Это материалы на основе шелка и хлопка;

рельефные переплетения. Характеризуются объемным рисунком на поверхности ткани. Рельефные переплетения имеют несколько подвидов:

  • вафельное переплетение. Основные и уточные нити пересекаются так, что получается узор из прямоугольных сот. Причем их грани выступают, а середина углублена. Преимущественно вафельное переплетение используют при производстве полотенечных тканей, которые отлично впитывают воду;
  • диагональное переплетение. Оно отличается выступающими вверх рубчиками;
  • рубчиковое переплетение (другое название — сложное пике). Данный тип переплетения являет на поверхности ткани выразительные рубчики продольной формы. В каждом раппопорте перекрытия содержатся два рубчика.
  • продольно и поперечно-полосатые переплетения. Их получают, соединяя и сочетая раппопорты множественных переплетений. Последовательность чередования переплетений влияет на расположение полос на поверхности ткани. Они могут быть продольными, поперечными, в клетку или в шашечку.

Сложные переплетения

Третий класс переплетений составляют сложные переплетения. Они формируются на базе главных и производных переплетений. Одновременно в их основе лежит несколько систем нитей основы и утка. Сложные переплетения состоят из ряда подтипов:

двойные переплетения. Они характеризуются многослойностью и могут быть нескольких видов:

  • двухлицевые. Они образуются по двум ревалентным схемам – из одной основы и двух утков или из двух утков и одной основы. Ткани, изготовленные с применением двухлицевого переплетения, имеют повышенную плотность и высокий удельный вес;
  • мешковые. Переплетение формируется с помощью двух систем основы и двух систем утка. В результате получаются два совершенно самостоятельных полотна, которые расположены одно над другим. Они могут соединяться по краям, формируя полую ткань. Также соединение может проходить по рисунку. В этом случае происходит взаимная смена слоев;
  • двуслойные. Принцип создания данного переплетения идентичен мешковому. Единственная разница состоит в том, что полотна скрепляют между собой по всей площади ткани. Нередко для двуслойного переплетения выбирают более плотные нити основы и менее прочные нити утка. Так достигается теплопроводность материала, при одновременном сохранении себестоимости ткани. Разновидностью двуслойного переплетения является пике. Его лицевая сторона вырабатывается с помощью полотняного переплетения. Рельефный рисунок достигается из-за того, что нити нижней основы, находясь по периметру узора над волокнами верхнего утка, тянут их вниз, делая углубления;

ворсовые переплетения. На поверхности тканей, выпущенных с использованием этого переплетения, содержится разрезной ворс или петельный ворс. Среди разновидностей встречаются переплетения с уточным и основным ворсом. Отдельно в качестве подвида выделяют махровое переплетение. Материал, где используют это переплетение, наделен петлями из нитей. Сами волокна отлично впитывают влагу. Данные ткани незаменимы для производства банных полотенец и халатов;

перевивочные или ажурные переплетения. Они получаются при соединении двух систем нитей основы и одной системы нитей утка.

Крупноузорчатые переплетения

Наконец, к четвертому классу переплетений примыкают крупноузорчатые переплетения. Их вырабатывают преимущественно на жаккардовых ткацких станках. Поэтому достаточно часто данный вид переплетения именуют еще и жаккардовым. Необходимо отметить, что раппопорт крупноузорчатого переплетения способен повторяться несколько раз по ширине ткани. Однако, есть рисунки, где один раппопорт переплетения распространяется на всю ширину материала. Крупноузорчатые переплетения бывают двух категорий:

простые крупноузорчатые переплетения, которые выполняют из одной основы и одного утка;

сложные крупноузорчатые переплетения. Их узор составляют несколько систем нитей основы и утка. Сложные крупноузорчатые переплетения бывают двухлицевыми, двухслойными и ворсовыми. Ткани, произведенные с помощью данных переплетений, применяются для пошива платьев, а также оббивки для мебели.

Более подробно с каждым из видов большой семьи ткацких переплетений мы познакомим Вас в наших следующих статьях.

Похожие материалы